Business Logic: автоматизация лизинговых компаний, программные решения для лизинга

+7 (495) 150-15-72

Тел.: +7 (495) 150-15-72
Любые общие вопросы: company@bs-logic.ru

Добавить в избранное

Вход для клиентов

 
Оставить заявку Забыли пароль



  Мы являемся официальным партнером фирмы 1С и осуществляем продажу и внедрение полного спектра программного обеспечения Компании 1С. Основная специализация нашей компании - автоматизация лизинга.
 
 

Доклад на тему «Практика организации ведения полноценного учета по МСФО с учетом специфики деятельности лизинговой компании»


13.11.2012

Мероприятие: III Всероссийская конференция «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».

Докладчик: Марина Шилкина Группа Компаний «Нео Консалтинг»  и «Бизнес Лоджик».

По Вашему запросу на e-mail company@bs-logic.ru мы можем отправить Вам полный текст доклада в формате MS Word и презентацию доклада в формате MS Power Point.

Добрый день, уважаемые Коллеги!

Разрешите представиться, меня зовут Марина Шилкина, я являюсь партнером компаний «Нео Консалтинг» и «Бизнес Лоджик Софт Центр». Группа компаний оказывает услуги в области ИТ-консалтинга и является разработчиками программных продуктов для автоматизации деятельности лизинговых компаний и организации автоматизированного учета по МСФО.

Тема моего сегодняшнего доклада  «Практика организации ведения полноценного учета по МСФО с учетом специфики деятельности лизинговой компании».

Основываясь на своем опыте в области организации автоматизированного учета по МСФО на базе программных продуктов 1С, например, в таких лизинговых компаниях как, «Столичный лизинг», «СЖ Финанс», «РБ Лизинг», «Альфа-Лизинг», «Экспо-Лизинг» хочу поделиться практическими аспектами успешного внедрения системы учета и отчетности по МСФО в лизинговой компании.

Итак, начнем:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПО МСФО

Кратко остановлюсь на основных целях создания отчетности по МСФО.

  • Требования акционеров;
  • Привлечение финансирования;
  • Совершенствование внутренней системы финансового управления;
  • Повышение финансовой прозрачности;
  • Улучшение корпоративного имиджа.

Какие шаги необходимо предпринять для организации ведения учета.

Что нам необходимо?

Шаг 1. Проработка или создание Учетной политики по МСФО

Если отчетность готовится для целей консолидации, можно использовать учетную политику Группы, если отдельная отчетность, то необходимо разработать собственную УП.

Можно с привлечением сторонних методологов и консультантов, можно своими силами.

Шаг 2. Создание Методологии ведения и организации учета по МСФО

Беря за основу принципы УП компании необходимо создать Методологию ведения и организации учета по МСФО.

Чем этот документ отличается от УП?

В нем подробно прорабатываются и описываются алгоритмы расчета графиков дисконтирования минимальных арендных платежей, далее – графика МСФО, такие как:

  • Алгоритмы видов расчета/перерасчета графиков.
  • Устанавливается определение:
    • даты начала расчета графика для разных видов расчета;
    • даты передачи в лизинг (при полной и частичной передаче);
    • даты перерасчета графиков при реструктуризации или смене стороны по договору.
  • Порядок определения стоимости первоначальной инвестиции в аренду:
    • стоимости предмета лизинга,
    • первоначальных прямых затрат.
  • Определяется политика учета расходов по финансированию до передачи в лизинг:
    • Порядок капитализации расходов по финансированию квалифицируемых активов.
  • Определяется порядок учета возмещаемых расходов (т.к. как страхование, агентское вознаграждение, возмещаемые налоги и т.п.):
    • Исключение возмещаемых расходов из арендных платежей при расчете графика МСФО, или
    • Отражение расходов в уменьшение процентных доходов от лизинга.

Для успешного расчета графиков МСФО должны быть четко определены источники получения данных для расчета.

Самый идеальный вариант, когда все данные присутствуют в системе 1С, но очень часто лизинговые компании используют для формирования графиков платежей и ведения взаиморасчетов с лизингополучателями различные внешние программные решения (например: на базе Microsoft, такие как  Axapta, Access и прочие).

На этапе создания методологии необходимо предусмотреть механизмы и процедуры получения этих данных из внешних источников.

Далее, необходимо определить методологию отражения в учете по МСФО всех существенных операций, например:

  • Порядок отражение прибыли или убытка от реструктуризации сделок,
  • Методику начисления резервов по безнадежным долгам.
  • Учет инвестиций в лизинг при не полной передаче и авансе поставщику.
  • Порядок отражения активов при выводе из лизинга.

Желательно заложить в методологии последовательность отражения операций в системе и, в идеальном варианте, распределить зоны ответственности по своевременности, полноте и достоверности вводимой информации между отделами компании.

Чем более подробно методология учета будет описана, тем успешнее и проще будет реализовано внедрение новой системы учета по МСФО.

И, в завершении создания документа, желательно, я бы даже сказала обязательно,  методологию согласовать с аудиторами компании.

Шаг 3. Выбор программного продукта

Отметим сразу, что трансформация финансовой отчетности и подготовка графиков в табличном редакторе в данном докладе не рассматривается. На мой взгляд, для ведения полноценного автоматизированного учета по МСФО необходимо наличие специализированного программного обеспечения (ПО).

На сегодняшний момент компания лизингодатель может выбрать продукт по автоматизации МСФО, существующий на рынке или создать силами своих ИТ специалистов. Я не буду останавливаться на плюсах или минусах этих подходов, они оба имеют право на существование.

Хочу обратить внимание, что при выборе готового программного продукта необходимо оценить, что программное решение позволяет осуществлять ведение параллельного учета в 2-х стандартах: Российском и Международном, с учетом специфики учетной политики и методологии учета вашей лизинговой компании. Также необходимо понять, обладает ли функционал программного решения возможностями гибкой настройки учета в системе, которые позволят учесть различия в применяемых учетных принципах МСФО компаний и требования к представлению финансовой отчетности для аудиторов, инвесторов и акционеров.

В противном случае, затраты и сроки на изменение и переработку  ПО под ваши требования могут быть слишком существенны и проект автоматизации останется не реализованным.

Так же, на мой взгляд, важным фактор для успешной реализации проекта, является наличие положительного опыта внедрения системы учета по МСФО со стороны компании разработчика. Компания разработчик должна непосредственно принимать участие в создании методологии ведения учета (шаг 2), таким образом, выбор ПО и создание методологии организации учета связаны друг с другом.

Шаг 4. Квалифицированное внедрение системы учета по МСФО

Самый сложный и трудоемкий процесс, но, если выполнены все предыдущие шаги и правильно подобран программный продукт, он не так страшен.

Сроки внедрения занимают существенное время, порядка 3-4-х месяцев, к этому надо быть готовым и заранее планировать проект.

Для успешного внедрения необходимо выделить ответственных сотрудников на проект.

Со стороны лизинговой компании – ответственные должны быть обязательно из финансового и ИТ отделов, а еще эффективнее – создание рабочей группы, включающей ответственных сотрудников из разных отделов компании.

Со стороны компании разработчика нужны не только грамотные программисты, но и методологи руководители проекта внедрения.

Шаг 5. Входящие данные по МСФО.

Получение, перенос или расчет входящих данных по МСФО, так же существенный момент в успешной реализации проекта внедрения учета и требуют индивидуального подхода практически  в каждой лизинговой компании.

Например:

  • формирование графиков МСФО по портфелю действующих договоров лизинги на дату переноса или на дату начала года даты переноса;
  • перенос или расчет входящих остатков по счетам бухгалтерского учета МСФО на дату переноса.

На основе моего опыта, могу сказать, что, процедуры и механизмы расчета и/или формирования таких данных могут существенно различаться для каждой компании и зависят, например:

  • от качества трансформационного материала, если готовилась трансформация за предыдущий период
  • от того в каком формате и с использованием каких инструментов (Excel, внешнее ПО)  рассчитывались графики МСФО и т.п.

Шаг 6. Создание инструкций пользователя и обучение персонала компании.

И в завершение процесса внедрения сотрудники компании, отвечающие за подготовку отчетности должны иметь опыт или пройти обучение основам МСФО.

На основе инструкции пользователя необходимо провести обучение сотрудников компании работе в программе.

А далее ведение учета дело практики и техники.

Мной были отмечены ключевые шаги в процессе организации полноценного учета по МСФО, без которых, на мой взгляд, проекты внедрения не могут быть реализованы успешно.

Перейдем к следующему разделу доклада.

УЧЕТ ПО МСФО И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Хочется отметить, что, на мой взгляд, качественное ведение полноценного учета по МСФО должно обеспечивать возможность его использования, как основы для организации управленческого учета.

Все мы знаем, что МСФО:

  • Закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Кроме того, отчетность, отличается высокой информативностью и полезностью.
  • Учет финансовой аренды согласно МСФО полностью подчиняется идее принципа приоритета экономического содержания отражаемых хозяйственных фактов над их юридической формой.
  • На сегодняшний день МСФО являются наиболее прогрессивными стандартами рекомендательного характера, а это обеспечивает гибкий подход в отношения представления информации.

Все эти принципы, так же должны являться основой для подготовки управленческой отчетности.

Различия между УУ и МСФО:

  • Отчетные формы УУ составляются с большей частотой, чем финансовая отчетность, но и в более ранние сроки, что диктуется потребностями руководства оперативно принимать решения. Следует отметить, что, как правило, за счет скорости страдает качество представления отчетных форм по УУ.
  • Могут существовать расхождения в принципах учета, например:
    • начисления резервов
    • отражения штрафных санкций.
    • Как правило, к управленческому учету относят вопросы бюджетирования и планирования.
    • В УУ нет единой нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию системы управленческого учета предприятия.
      В результате компании, даже одной сферы бизнеса, используют совершенно различные подходы в области организации и формирования методологии управленческого учета.

Существующие различия не являются не преодолимыми препятствиями для осуществления ведения управленческого учета на базе МСФО.

И если МСФО является эффективным механизмом для целей отражения всех хозяйственных операций компании, то почему не использовать уже созданный мощный инструментарий МСФО для принятия управленческих решений, опираясь на его качественную методологическую основу.

На мой взгляд, совершенно очевидны Основные преимущества ведения полноценного учета по МСФО и на его основе управленческого учета.

  • Возможность использования методологической основы и принципов, установленных МСФО для целей УУ.
  • МСФО, являясь сегодня международным финансовым языком, дает возможность сопоставления результатов деятельности между различными лизинговыми компаниями.
  • Снижение затрат компании при использовании единых принципов для формирования международной и управленческой отчетности.
  • Более эффективная организация  процесса подготовки отчетности.
  • Отражение операций управленческого учета методом двойной записи.  При таком подходе всегда можно объяснить причины различий в показателях между данными учета по РСБУ и управленческому учету.
  • Получение максимально детализированной отчетности для целей управленческого учета на регулярной основе  по таким показателям как: чистые инвестиции в лизинг, суммы реальной просроченной задолженности по арендным платежам, полученного  и не полученного финансового дохода, эффективных процентных ставок, суммам основного долга, арендных платежей, срокам возникновения и погашения задолженности и т.п.
  • Возможность использования данных управленческого учета и/или МСФО, как источника для целей бюджетирования и планирования.

 

И так подведем итог моего выступления.

1. В своем докладе я рассмотрела, какие шаги необходимо предпринять для грамотной и успешной организации учета по МСФО:

Шаг 1. Учетная политика по МСФО.

Шаг 2. Методология ведения и организации учета по МСФО.

Шаг 3. Выбор программного продукта.

Шаг 4. Квалифицированное внедрение.

Шаг 5. Входящие данные по МСФО.

Шаг 6. Инструкция пользователя и обучение персонала компании.

 

2. Использование подсистемы МСФО, как основы для ведения управленческого учета и как следствие синхронизация двух систем учета и отчетности компании приведет к:

●     повышению достоверности, прозрачности  и полноты управленческой отчетности;

●     повышению качества и надежности самого управленческого учета;

●     совершенствованию внутренних процессов в компании (операционных, учетных, информационных);

●     И как следствие, существенному повышению качества управления бизнесом.

 

По Вашему запросу на e-mail company@bs-logic.ru мы можем отправить Вам полный текст доклада в формате MS Word и презентацию доклада в формате MS Power Point.

Программные продукты для автоматизации лизинговых компаний

ВСЕ НОВОСТИ
  129085, Проспект мира, д. 105, стр.1, офис 525
Тел.: +7 (495) 150-15-72
Линия консультации и поддержки: hotline@bs-logic.ru
Любые общие вопросы: company@bs-logic.ru
ООО "Бизнес Лоджик Софт Центр". Автоматизация лизинга.
WordPress SEO fine-tune by Meta SEO Pack from Poradnik Webmastera